В начале ХХ века о проблемах наставничества размышлял К.Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Именно поэтому в 2012-2013 учебном году я по совместительству работала в ОГБОУ «ТГПК» преподавателем, о чем свидетельствует архивная справка.
Наставничество – наиболее эффективная разновидность обучения и одна из форм адаптации нового сотрудника. Помимо передачи профессиональных знаний и навыков в задачи наставника входит также передача корпоративных ценностей организации.
Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества подготовки кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.
Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся учитель. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому молодой учитель должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.
В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Подготовка учителя к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.
В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В сентябре 2015 года в моем классе начала проходить педагогическую практику Сафина Виктория Эдуардовна, являющаяся студенткой ТГПУ, обучающаяся по очной форме по направлению «Начальное образование и Дополнительное образование». В соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса практика проходит с 1.09.2015 по 27.10.2015г.
Виктория Эдуардовна зарекомендовала себя ответственным, дружелюбным, дисциплинированным, творческим человеком. С первых дней познакомилась с ребятами и нашла индивидуальный подход к ним.
Подготовка к учебным занятиям показала, что Виктория Эдуардовна владеет современными инновационными технологиями и использует их во время учебного процесса. Уроки, которые проводит Виктория Эдуардовна отличаются многообразием форм и методов. Прошло знакомство с направлениями внеурочной деятельности.
«Непреложным законом да станет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на практике».
(Ян Коменский)