Приветствую Вас Гость

Уртамова Елена Николаевна

Эссе

Я – учитель!

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

 

Почему я стала учителем… Наверное сложно рассказать о том, чем ты просто живешь, чем дышишь, чем заняты твои мысли. Думаю, сегодня это не столько заданная тема эссе, сколько поиск ответов для самой себя, возможность услышать свое сердце и в очередной раз убедиться в том, что в жизни сделан правильный выбор.

Окончив школу, я спросила у себя: «Кем я хочу быть?». Казалось бы, это выбор дела всей моей жизни был сделан судьбой: я родилась 1 июня, в День защиты детей; моя мама назвала меня в честь своей первой учительницы Елены Николаевны, которую она до сих пор вспоминает с любовью и благодарностью.

Мои школьные учителя зажгли в моем сердце любовь к учительскому ремеслу. Теперь этим огнем, теплом своей души я хочу каждый день и час делиться со своими учениками, каждый из которых для меня – личность. Я искренне стараюсь быть добрым, справедливым учителем, которому могут довериться дети и родители.

Часто вспоминаются замечательные слова писателя Инги Преловской: «Учитель – человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу». Как же она права!

Мне в жизни очень повезло – каждый день я вижу десятки детских лиц, которые смотрят на мир широко открытыми глазами. Эти глаза искренние, добрые, ясные. Какие же они все разные! И очень важно правильно читать взгляды своих учеников, ничего не упустив. Как важно подобрать к каждому ребенку свой маленький ключик. Важно с первых минут урока понять, что ждет ученик от тебя.

Я не просто учитель – я учитель начальных классов. Это большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее чувство, без нее нельзя стать педагогом. Она во всем – в отношении к детям, к своему труду, к жизни.

Ребята начальных классов – народ особый. Им нужны не только знания и возможность получения новой информации. Им необходимо общение с учителем, необходимо наладить эмоциональный контакт. Для меня, очень важно помочь каждому ребенку правильно совместить процесс обучения и игровой момент, дать возможность почувствовать себя нужным, ощутить себя частью коллектива. Я для своих малышей – вторая мама – где-то бантик завязать, где-то приласкать – и вот уже высыхают слезы на детском лице, и появляется улыбка. Один из главных принципов моей работы – доверие моих учеников. Это очень ответственно, ведь и родители, передавая мне своих детей, верят, что школа – это их второй дом, где его будут также любить. Очень важно не обмануть ожидания и учеников и их родителей, не дать усомниться в себе.

У меня особая профессия! Я первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого свой характер». Помогаю воспитывать в каждом ребенке положительные нравственные качества через уроки, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.

Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперед. Моей профессии учителя можно позавидовать. Она дает мне возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к которым я стремлюсь не только как педагог, но и как человек. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг вперед. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Постоянно хочется делиться своими мыслями о профессии учителя, своими открытиями и планами.

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь – учусь заново открывать для себя мир, мечтать, дружить. Каждый день в школе не похож на другой. Школа – это мой дом! Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остается сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

В слово «учитель» я вкладываю очень много. Учитель – это, прежде всего, наставник, призвание которого в том, чтобы помочь ребенку сохранить в себе светлое доброе начало, приумножить это, не усомниться в торжестве добра и справедливости. С каждым своим учеником я прохожу этот путь познания вместе, взяв его за руку.

В Индии бытует мудрость: человек это сосуд, затронь его, и из него польется все то, чем он наполнен. Пройдет много лет, мои малыши станут взрослыми самостоятельными людьми. Но мне очень хочется верить в то, что в каждого из них я вложила частичку своего тепла, научила верить в лучшее. Мне приятно думать о том, что мои повзрослевшие «птенчики» стали честными людьми, которые не проходят мимо чужой беды, ценят своих близких, помогают бездомным животным. Я точно знаю, что «кувшины» моих учеников наполнены добром и справедливостью, во всяком случае, мне приятно об этом думать.

Учитель – это одна из самых ответственных, сложных, востребованных государством и обществом профессий. Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит от Человека. Каким будет он, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый человек оставляет о себе память. Мир стремительно изменяется, появляются и исчезают государства. Так же происходит и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, на смену им приходят новые, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство.

Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас». У каждого человека, любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, она наиболее хрупкая и ранимая, особенно у маленького человечка в начальных классах. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я должна заботиться обо всем и делаю это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на меня и выражающих огромное количество разных чувств.

Мой школьный день начинается уроками и заканчивается уроками. Он заполнен разными событиями: встречами, замечаниями, советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня насыщенная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать! Иногда мне кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идем с опережением, пользуясь методикой С.Н. Лысенковой «перспективно – опережающего обучения». А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, дети уже понимают, осталось только закрепить.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребенку. Я уверена, что способности каждого ребенка, как маленькие искорки в присутствии нужного человека могут разгореться в костер талантов и возможностей. Как учитель начальных классов, ставлю перед собой цель – помочь раскрыть каждому ребенку свои способности и таланты. Зачастую случается так, что именно учитель раскрывает ребенка для его же родителей.

Все дети разные, но каждый талантлив по-своему. Вопрос о том, как помочь раскрыться каждому ученику, не оставлял меня в покое. Знакомство с программой УМК «Начальная школа ХХI века» помогло найти ответы на этот и многие другие вопросы. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нем инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я бываю разной: не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий. Сегодня в начальной школе востребована «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. При этом, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам на таких уроках интересно, их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Федорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках я создаю проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребенок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже.

Важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс строю так, чтобы у каждого ребенка формировались универсальные учебные действия в оптимальном для него темпе. Я создаю условия и даю возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, и вселить в них веру в себя. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Особую роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук. Организую музыкальные, танцевальные перемены. Стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке. Слежу за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса. А как ребята рады таким маленьким переменкам во время урока, они ведь все это воспринимают как игру, которой им так не хватает после детского сада!

Современное общество ставит перед школой задачу: создание условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, творческой, активной. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную активность школьников, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования.

Я ставлю перед собой задачу создания условий для социализации каждого ребенка. С этой целью использую разнообразные формы внеурочной деятельности. Работа проводится в двух направлениях:
– школьная внеурочная деятельность;
– занятия в учреждениях дополнительного образования.

Принимая участие во внеурочной деятельности ребята моего класса являются активными участниками конкурсов, концертов, выставок, спортивных соревнований на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. За последние годы мы с детьми работаем над социально-значимыми проектами. Наиболее интересные из них:
– проект «Рука помощи другу»,
– «Мы за красоту территории школы»,
– «С днем рождения, любимый город»,
– акция помощи детям с онкозаболеваниями,
– «Поздравим ветеранов!».

В работе использую разнообразные формы и методы внеурочной деятельности. Применяю такие методы как: творческий, проблемный, игровой, метод мозгового штурма. Разнообразие форм и методов внеурочной деятельности позволяет моим воспитанникам стать в школьной жизни успешными, а значит, иметь возможность стать успешными и в жизни.

Мотивация к учебе – одно из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только содействует развитию интеллекта, но является движущей силой усовершенствования личности в целом. Формирование мотивации у учащихся к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современной школы. К сожалению, с каждым годом дети все больше теряют заинтересованность к учебе. Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и прогуливают уроки?

Я создаю условия, при которых каждый ребенок может продвигаться по пути к собственному совершенству, учиться мыслить нестандартно, самостоятельно. Особая роль здесь отводится повышению интереса к предмету моих детей. На уроках, для повышения мотивации, я активно использую:
– создание ситуации успеха, когда у ребенка возникает ощущение движения вперед,
– дифференцированные задания, подачу учебного материала с разных точек зрения, для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление,
– сотрудничество учащихся на уроках, взаимопомощь.

Предоставляю ребятам возможность пробовать себя в роли учителя, например провести устный счет, словарный диктант, обратившись к дополнительной литературе, ребята могут подготовить сообщения и выступления по новому материалу.

Мои воспитанники являются активными читателями школьной и городской библиотек (организовываем литературные викторины, выпускаем тематические стенгазеты).

Количество помощников каждый год растет, что свидетельствует о позитивной динамике интереса к изучаемым предметам. Результаты исследования педагогом-психологом школьной мотивации моих учеников показывает, что у ребят из года в год повышается уровень школьной мотивации.

Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя, поэтому я прежде всего стараюсь заниматься собственным самообразованием и стараюсь быть компетентным специалистом.

Я искренне люблю школу, своих детей и верю, что у моей профессии большое будущее!

Размышляя о своем профессиональном выборе, понимаю, что я счастливый человек, я занимаюсь любимым делом, которое позволяет мне находиться в постоянном творческом поиске и чувствовать себя нужной детям. Ведь слышать от них «Елена Николаевна, а я научился!», «А я теперь умею!», «Смотрите, это я сам сделал!» – самый правильный ответ на вопрос «Учительство – мое ли это?». Конечно да!

Поэтому завтра я снова иду в школу!…

Поиск по сайту

Уртамова Е.Н. © 2015–2024
Хостинг от uCoz